МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОНОХОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1"
Понедельник, 26.08.2019, 05:39
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт

Сведения о школе

Учащимся

Родителям

Учителям


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА <<< 

Проект «Факультативный курс «Байкаловедение» для развития учебно-познавательных компетенций современных подростков

Актуальность данного проекта состоит в том, что в последние десятилетия в России резко возрос интерес к проблеме изучения родного края. Её решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина,бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества. Но, к сожалению, в современном учебном плане образовательных учреждений слабо отражено место изучения конкретных регионов Российской Федерации. Не так давно на изучении географии в 6 классе выделяется всего 1 час в неделю. Это вызывает большую тревогу среди школьных преподавателей географии. Катастрофически не хватает времени на усвоение учащимися программного материала, не говоря уже о введении учебных часов на предметы национально-регионального компонента.

В настоящее время всё большее внимание обращает нас ебя самое древнее, самое глубокое и самое красивое озеро на Земле – озеро Байкал. С каждым годом он всё большее привлекает туристов. Нет, наверное среди нас того, кто хотя бы раз не побывал на этом чудо-озере. И всё больше встаёт вопрос об экологическом состоянии озера Байкал.

Созданная в проекте система краеведческого образования школьников обеспечивает непрерывное изучение природы озера с целью формирования современного подростка, ответственного за судьбу родного края. Направленность проекта способствует приобщению учащихся к миру ценностей духовной культуры и включает развитие понимания ценности объектов культурного наследия своего края и выработка активной жизненной позиции по защите и сохранению озера Байкал.

Предполагается, что через факультативный курс «Байкаловедение» у учащихся сформируются ключевые компетентности.

Цели школьного образования с позиции компетентностного подхода можно свести к следующим: научить учиться, то есть научить решать проблемы в сфере учебной деятельности; научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи; научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни; научить ориентироваться в мире духовных ценностей; научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей; научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности; научить решать проблемы профессионального выбора.

Придерживаясь данного взгляда, под компетентностью надо понимать формирование общеучебных, интеллектуальных и практических умений, которые должен приобрести учащийся в школе и  умение эти знания реализовывать в различных ситуациях учебной деятельности.  

Развить у учащихся ключевые компетенции можно путём организации в школе исследовательской деятельности, как в урочное, так и внеурочное время.

Причины, по которым современные педагоги обращаются к организации исследовательской деятельности учащихся, достаточно разнообразны. Детские исследования, как способ организации образовательного и воспитательного процессов позволяют достичь впечатляющих результатов, но только при достаточном профессионализме преподавателя. В первую очередь это означает, что педагог подходит к каждому моменту обучения ребенка исследовательской работе продуманно и в состоянии прогнозировать результаты этого обучения.            

В Онохойской средней общеобразовательной школе № 1 приобщение учащихся к исследовательской деятельности идёт разными способами: через написание проектов, рефератов, лабораторно-практических уроков или, например, через  введение курса «Байкаловедение», апробация которого идет второй год.

Данный курс – авторская разработка претендента, он рассчитан на трехгодичное изучение.

Целесообразным с точки зрения психолого-возрастных особенностей и ранее приобретенных знаний  в курсах «Окружающий мир», «Мир живой природы» и «Биологии» является введение нового курса «Байкаловедения»  в 6 классе.

Главная цель этого курса – формирование учебно-познавательных компетенций за счёт проведения исследовательских работ, активное использование исследовательских методов, а также отбора регионального содержания образования.

Перспективная цель курса заключается в возможном выборе будущими выпускниками специальности, направленной на изучение и природоохранную деятельность озера Байкал. Всемирно известен и тот факт, что данный водный объект входит в список памятников Всемирного культурного наследия.

Основной эффект заключается в том, что сегодня учащиеся Онохойской средней общеобразовательной школы №1 знают историю развития озера Байкал и могут о нём рассказать. Тем самым местные школьники могут быть и добровольными агентами по продвижению достопримечательностей родного края.  

Отличительной  особенностью  курса «Байкаловедения»  является возможность реальной реализации деятельностного подхода к обучению, что делает учебно-исследовательскую  работу  на уроках одним из  основных способов деятельности.

Её осуществление идет через:

·         разработку и реализацию  системы лабораторно-практических занятий с использованием географических источников, атласов Бурятии, использованием информационно - коммуникационных технологий;

·         систему домашних заданий с элементами исследования, вариативных исследовательских заданий и руководств, рассчитанных  на дифференцированный подход к учащимся;

·          вовлечение  учащихся в конкурсы исследовательского характера, участие их в районных научно-практических конференциях.

Непосредственным содержанием данного курса является:

- знакомство учащихся с разносторонними знаниями о природе озера Байкал;

- формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного изучения озера Байкал;

- способствование пробуждению познавательного интереса;

- формирование осознанной необходимости бережного отношения к природе;

- развитие духовно-нравственных и гражданско-правовых качеств учащегося, формирования у них таких качеств и умений, которые обеспечили бы ему успешность и возможность творческой реализации себя как личности в современном обществе.

- развитие мыслительной деятельности учащихся: элементы исследовательских умений (сравнение, обобщение и т.д.),

- способствование формированию информационных компетенций у учащихся (способность работать с разными типами информационных источников; владение навыками поиска и систематизации информации; определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности).

Положительным моментом применения исследовательских технологий является то,  что в них могут принимать участие все  учащиеся, независимо от сформированности у них учебных и учебно-исследовательских навыков,   просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественным и научным текстом. Технология информационных поисковых проектов предполагает сбор и анализ информации по теме проекта, подготовку и защиту выступления – доклада, реферата и вполне реализуется учащимися 6-7 класса. Основным результатом реализации курса «Байкаловедения» в условиях образовательного учреждения  становятся  формирование учебно-познавательных компетенций, а также умение видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему развитию.  

Школьная жизнь

Безопасность

Полезные ссылки

Поиск

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2019 Сделать бесплатный сайт с uCoz