МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОНОХОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1"
Воскресенье, 18.08.2019, 01:47
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт

Сведения о школе

Учащимся

Родителям

Учителям

    МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА  <<<

    УРОКИ <<<


Разработка открытого урока по географии на тему

«Рельеф Земли. Горы суши»

      Цели урока: 

        • сформировать понятие «горы»;      

        • выяснить, как различаются горы по высоте, размерам;      

       • формировать представление об условиях жизни и хозяйственной деятельности людей в горах;        

        • дать представление о том, какие формы рельефа и какие стихийные явления встречаются в горах;       

  •   воспитание чувства прекрасного через созерцание картин гор.      

Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, слайды, видеофрагменты, атлас, учебник, интерактивная доска      

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Горные хребты. Межгорные долины. Горная страна.      

Способы действий учащихся: показывать горы по карте; описывать горы по плану; по карте определять горы по высоте, работать на интерактивной доске      

Ценностный компонент урока: раскрыть особенности жизни и быта людей в горах.       

Работа с учебником: работа с рисунком 67 «Виды гор»;      

Тип урока: изучение нового материала

Новая тема: Загадка о горах.

Сегодняшний наш урок хочется начать с загадки, ответ на которую и будет темой нашего урока  

СЛАЙД 1. Почтенный возраст, Огромный рост - Взметнулись Чуть ли Не до звезд  (горы) Как вы считаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке? Да, верно, горы   Что бы вы хотели узнать о горах?Чему научиться? - А с помощью чего мы это можем сделать так, чтобы было интересно, наглядно и легко?   ( Формулируем тему урока и цели  урока, исходя из  ответов учащихся).   Сегодня мы узнаем, что такое горы, какие они бывают, как меняются во времени, и научимся определять ГП гор и ответим на вопрос – какое значение имеют горы.  

СЛАЙД 2. Записали в тетради число и тему урока «Рельеф земли. Горы суши». Сегодня мы начнем изучение темы, а на следующем уроке продолжим познание рельефа.

1.      Изучение нового материала. Вступительное слово учителя. Ребята, объясните, пожалуйста,понятие «рельеф» (неровности земной поверхности). Верно. А какие основные формы рельефа вы знаете? А что может служить выступами земной коры и впадинами? ( ответы детей, подводим к поднятию холмы). А чем холмы отличаются от гор? Относительная высота холма не более 200 метров. Горы – это то, что выше 200 метров СЛАЙД

3. Назовите признаки гор. Выходит ученик к доске и работает на интерактивной доске, показывает основные элементы гор ( вершины, склоны, подошва)  (учащиеся выясняют признаки гор, формируют определение, что такое горы).

1. Работа с учебником.            

Вы, ребята, молодцы, но давайте найдем в нашем учебнике, какое определение горам дают ученые. (раздел  2, параграфа 20., стр. 24) Прочитаем определение вслух и запишем в тетради. Как оно выделено в учебнике? ( Голубым шрифтом.) Что это значит? (Знать наизусть.) В природе редко встречаются одиноко стоящие горы. В основном это вулканы. Чаще всего горы занимают большие участки поверхности Земли. Горы восхищают человека своей необыкновенной красотой и своим разнообразием. Ученица нашей школы выразила своё отношение к горам в стихотворении собственного сочинения:

СЛАЙДЫ – показывает красоту гор, сопровождая стихотворением: Заснеженные горы, как вы хороши! Белые бороды радужных вершин Блестят на солнце ярко, как нити жемчугов. И, кажется, достанут сейчас до облаков. А тёмные сосёнки, что на горах живут Зелёные иголки на них быстрей растут. Снежным покрывалом, закрывшись от лучей Но вот, глядишь на солнышке -  заблестел ручей И снежок поедет вниз по склонам гор, Оголяя ёлочки и сосновый бор. Освежились горы, высокие хребты В ожиданье скорой, радостной весны!  

СЛАЙД 10.У некоторых гор вершины выступают как остроконечные пики.  

СЛАЙД 11. СТОЛОВЫЕ ГОРЫ. Некоторые вершины напоминают плоские поверхности, похожие на столы. Такие вершины называют столовыми.  А в Африке на юге материка есть гора с таким названием. В горах, особенно высоких, выделяют разнообразные формы рельефа, не характерные для равнинной местности: вершины, перевалы, горные долины.

СЛАЙД  13 ( ВИД ГОР СВЕРХУ).Если посмотреть на горы сверху, можно увидеть четко выделяемые линейно протянутые горные хребты Иногда горные хребты располагаются параллельно друг другу, иногда направлены в разные стороны.  

СЛАЙД 14 Горные хребты разделены продольными горными долинами

СЛАЙД 15 Места, где удобно переходить горы, понижения называют перевалами,

СЛАЙД 16 а самую высокую часть хребта называют гребнем

СЛАЙД 17 Известен исторический факт перехода перевала в Альпах русскими войсками под руководством фельдмаршала Александра Суворова. Это произошло в 1799 году. Войско преодолело не только опасные перевалы Альп, но вынуждено было еще и сражаться. Впоследствии этому переходу была посвящена картина великого русского художника Василия Сурикова,  который написал «Переход Суворова через Альпы» в 1899 году. Сейчас эта картина хранится в русском музее в г. Санкт-Петербурге. Горы занимают большие площади, протягиваясь на сотни и тысячи километров.  Самые длинные на Земле горы – Анды, находятся на западе Южной Америки.(ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ). Учащиеся выясняют, как обозначаются горы на картах. Приведите примеры  гор на карте.   СЛАЙД 18.Относительная высота гор может быть несколько сотен или тысяч метров. По абсолютной высоте горы делят на низкие, средние, высокие, высочайшие А чем отличается относительная высота от абсолютной высоты? ВЫЧЕРЧИВАЕМ СХЕМУ НА ДОСКЕ. А КАКИЕ ГОРЫ САМЫЕ ВЫСОКИЕ НА Земле? А как вы определили высоту?  

СЛАЙД 19.Дополнительная информация: Высочайшая вершина мира имеет несколько названий. Джомолунгма – «Богиня – мать мира» или «Мать богов Земли» называют её тибетцы; Сагарматха – «Властелин мира» - непальцы. Абсолютная высота вершины 8848 м была определена в 1852 году. В честь руководителя индийской топографической службы англичанина Джорджа Эвереста ей дали ещё одно название – Эверест.    

СЛАЙД 20.Практическая работа на контурной карте: «Обозначение самых высоких горных вершин материков» Инструктаж: - работаем простым карандашом; - линию на карте проводим вдоль направления главного хребта; - надписи делаем простым карандашом. (учитель показывает на доске порядок выполнения работ

СЛАЙД 21 - 26

СЛАЙД 27.  На территории России можно привести примеры и низких, и средних, и высоких гор. Низкие горы: Хибины ( Кольский полуостров) Средние горы: Уральские горы. Название гор с течением времени менялось. Их называли Рифейские горы, Гипербореи Высокие горы: Кавказ, Алтай  

СЛАЙД 28.А какие горы являются самыми высокими на территории Бурятии (определите по карте России в атласе) В Бурятии: Восточные Саяны (г. Мунку-Сардык – 3491 м)

СЛАЙД 29.Горы могут расти, могут разрушаться. Ледники, горные реки и временные потоки изменяют склоны и вершины сформировавшихся гор, обламывают огромное количество твердой породы и разносят на огромные расстояния или оставляют у подножия гор.  Изменению гор во времени сопутствует и влияние человека. Если, например, человек будет вырубать лес в горах, то оголившиеся склоны быстрей подвергнутся разрушительному действию потока вод ледников, текучих вод или рек.  

СЛАЙД 30 – 31. Постепенно человек разрушает горы и когда добывает полезные ископаемые, а также когда прокладывает дороги и туннели.

СЛАЙД 32. Выделяют еще горы, разные по возрасту: молодые или старые. Молодые горы, это те, которые продолжают расти, у которых еще активно внутреннее действие Земли. На территории России это например Кавказ. Старые горы – это те, у которых внутреннее движение уже притихло и они подвергаются действию внешних сил Земли, т.е. постепенному разрушению. На территории России это Тиман, Енисейский кряж, Урал. Пояс молодых гор России опаясывают территорию вдоль южных и восточных границ- это хребты Карпат, Кавказ, Памир, Копетдаг. В пределах этого горного пояса внутренние силы Земли продолжают действовать очень активно, иногда сопровождаются землетрясениями или даже извержениями вулканов, как, например на полуострове Камчатка. А сейчас мы перейдём к определению ГП гор на примере Уральских гор. Откройте учебник на стр.    и при определении ГП воспользуемся планом в тексте параграфа

СЛАЙД 33. ГП – это адрес географического объекта. Чтобы определить ГП во-первых, нужно установить в какой части земли расположен объект. Во-вторых определить его географические координаты, в каких полушариях расположен объект.Указать как он расположен относительно других географических объектов – равнин или гор, рек или долин. Если географический объект занимает большую площадь, то необходимо указать его средние размеры и протяженность, а также определить его расстояние между параллелями и меридианами. Посмотрите на карту. Допустим нам надо определить ГП Уральских гор Название Уральские горы Ср. высота от 500 до 1000 метров Самая высокая вершина 1895 метров, значит это средние горы Расположены на материке Евразия в северо-западной его части Протянулись с севера на юг от 68 до 58 параллели северной широты, от 55 до 64 меридиана восточной долготы Имеют протяженность с севера наюг около 2000 км, с запада на восток протяженность варьирует от 100 до 500 км.Особенно широкими они становятся к югу. Это ряд параллельных хребтов между Восточно-Европейской равнины и Западно-Сибирской равниной, а также между холодным Карским морем и теплым Каспийским морем за пределами государства.  Таково ГП Уральских гор. А какое значение имеют горы? Какую роль они играют в жизни людей? (ответы детей)

ЗНАЧЕНИЕ ГОР:

1.      Люди издавна жили в горах, занимаясь охотой, скотоводством, земледелием. Жители гор одомашнили овец и коз, а в Андах – лам.

2.      На горных склонах, на искусственно созданных террасах издавна выращивали многие, ныне широко распространённые в мире сельскохозяйственные культуры: жители Кавказа – рожь и виноград, Гималаев – рис, а индейцы Анд – бобы, томаты, маниок  (дикий картофель).

3.      В горах строились не только сельские населённые пункты, но и города. Древняя столица инков Мачу-Пикчу находилась в Андах на вершине неприступного утёса на высоте 6000 метров. Современная столица Мексики Мехико лежит на высоте 2240 метров.

4.      Через горы издавна проходили торговые пути, например: Великий шёлковый путь из Китая в Среднюю Азию шёл через Памир

5.      В Андах на высоте 5000 меторов до сих пор сохранились участки Большой Царской дороги, построенной инками задолго до открытия материка европейцами. Длина этой вымощенной камнем дороги в 8 метров шириной составляла 5000 км. Сейчас во многих горных странах построены многочисленные автострады, мосты и тоннели. Длина автомобильного тоннеля под знаменитым перевалом альпийским перевалом Сен-Готард – 16,9 км.

6.      В горах издавна ведётся добыча полезных ископаемых.

7.      Горы были для многих        народов объектами поклонения. Африканцы называют вершину Килиманджаро «гора божества холода». Японцы считают потухший вулкан Фудзияма священной горой Фуджисан. Олимп, по верованиям древних греков,  служил местом проживания эллинских богов.

8.      Горы привлекают спортсменов- туристов, лыжников.

9.      Для сохранения природы гор во многих из них созданы заповедники и национальные парки. Например, в национальном парке Сагарматха у подножия величайшей вершины мира Джомолунгмы ведутся работы по охране снежного барса, гималайского медведя, кабарги и других зверей и птиц. Многочисленным туристам и альпинистам рекомендуется не увозить на память из Сагарматхи ничего, кроме фотографий. Итак, вспомним, о чём мы говорили сегодня на уроке? А чтобы узнать, что мы будем изучать на следующем уроке, разгадаем  следующий кроссворд.

1.      Самые протяжённые горы в России ( Уральские)

2.      Самые высокие горы в России ( Кавказ)

3.      Место, где удобно переходить горы (перевал)

4.      Самая высокая гора на Урале (Народная)

5.      Остроконечная вершина гор (пик)

6.      Самая высокая точка Африки (Килиманджаро)

7.      Самые  протяжённые горы на Земле (Анды) На этом уроке мы узнали, что такое горы и какие они бывают, как изменяются со временем и как определитьГП гор. На этом урок наш окончен. До свидания.                  

Школьная жизнь

Безопасность

Полезные ссылки

Поиск

Архив записей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2019 Сделать бесплатный сайт с uCoz